Карбюратор модели К-129 предназначен для двигателя “Волги” ГАЗ - 21. Модификацию его с индексом К-129В устанавливают на мотор автомобиля УАЗ - 469.
Принципиальная схема карбюратора К-129-аналогична использованной в карбюраторе К-124 и отличается от нее небольшими изменениями, направленными на улучшение работы топливной аппаратуры при высокой температуре подкапотного воздуха. Экономические показатели К-129 и К-124 равнозначны.
Карбюратор однокамерный, двухдиффузорный, эмульсионный, с падающим потоком смеси и балансированной поплавковой камерой. Он состоит из корпуса 16 и крышки 11 поплавковой камеры и корпуса 2 смесительной камеры.
Крышка и корпус поплавковой камеры отлиты под давлением из цинкового сплава ЦАМ 4-1, корпус смесительной камеры — из чугуна СЧ 15-32.
В корпусе поплавковой камеры 16 расположены большой диффузор и малый диффузор 27, главный топливный 26 и главный воздушный 24 жиклеры, эмульсионная трубка 21, топливный 25 и воздушный жиклеры системы холостого хода, клапан 5 системы экономайзера и система ускорительного насоса.
Система ускорительного насоса поршневого типа, снабжена игольчатым выпускным 34 и шариковым впускным 20 клапанами. Впрыск топлива осуществляется через распылитель 32, расположенный в крышке.
Привод поршня ускорительного насоса конструктивно объединен с приводом клапана экономайзера и осуществляется от оси 23 дроссельной заслонки 1 карбюратора.
Корпус поплавковой камеры имеет смотровое окно 19, которое служит для наблюдения за работой поплавкового механизма и замера уровня топлива.
Каналы жиклеров снабжены пробками, позволяющими получить доступ к жиклерам без разборки карбюратора.
В воздушном патрубке крышки 11 на оси 9 смонтирована воздушная заслонка 10 с автоматическим воздушным клапаном. Привод заслонки осуществляется рычагом 8 с возвратной пружиной.
В стойках крышки на оси качается поплавок 31. Кронштейн поплавка имеет язычок для регулировки уровня топлива. Второй язычок предназначен для ограничения хода поплавка. Величина хода поплавка должна обеспечивать ход иглы клапана в пределах 2–2,5мм. Перед топливным клапаном с помощью пробки крепится сетчатый фильтр 30. В крышке, кроме того, расположены балансировочная трубка, распылитель и жиклер системы экономайзера и распылитель системы ускорительного насоса.
В смесительной камере на оси 23 с рычагом 36 расположена дроссельная заслонка 1, переходное отверстие системы холостого хода, регулировочный винт 3 и отверстие под него, отверстие подвода разрежения к вакуум–корректору угла опережения зажигания.
Для обеспечения необходимого протекания процессов в двигателе на всех режимах работы карбюратор имеет следующие дозирующие системы: систему пуска холодного двигателя, систему холостого хода, главную дозирующую систему, систему ускорительного насоса и систему экономайзера.
Система пуска холодного двигателя состоит из воздушной заслонки 10 с предохранительным клапаном 39 (клапан открывается после пуска двигателя и предотвращает излишнее обогащение смеси), рычага 8 привода воздушной заслонки с тягой, соединяющей его через рычаг 37 с приводом дроссельной заслонки.
Система холостого хода состоит из топливного жиклера 25, установленного после главного жиклера 26, воздушного и эмульсионного 4 жиклеров, переходного отверстия и отверстия под регулировочный винт 3 качества смеси холостого хода.
Главная дозирующая система состоит из большого и малого 27 диффузоров, главного топливного 26 и главного воздушного 24 жиклеров, эмульсионной трубки 21 и распылителя, расположенного в малом диффузоре 27.
Для ограничения скорости автомобиля на период обкатки карбюратор К–124 имеет специальный ограничительный винт, ввернутый в рычаг дроссельной заслонки. По окончании обкатки этот винт следует удалить.
Карбюратор имеет следующую тарировку главных дозирующих элементов.
Диаметр диффузора в мм: большого: 28,5+0,1
малого: 11+0,1
Диаметр смесительной камеры в мм: 38+0,05
Пропускная способностьглавного топливного жиклера в см3/мин: 370?5
Диаметр главного воздушного жиклера в мм: 1+0,06
Пропускная способность топливного жиклера холостого хода в см3/мин: 55?1,5
Диаметр жиклера холостого хода в мм: воздушного: 1,3+0,06
эмульсионного: 1,5+0,06
Диаметр жиклера экономайзера в мм: 1,2+0,06
Наружный диаметр эмульсионной трубки в мм: 6-0,2
Отверстия в эмульсионной трубке: количество: 4
диаметр в мм: 1,3+0,06
Диаметр распылителя ускорительного насоса в мм: 0,7+0,06
Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов поршня в см3: не менее 5
Диаметр отверстий в смесительной камере в мм: верхнего: 2+0,06
нижнего: 1,5+0,06
1 — дроссельная заслонка
2 — корпус смесительной камеры
3 — винт регулировки качества (состава) смеси холостого хода
4 — эмульсионный жиклер
5 — клапан экономайзера
6 — жиклер экономайзера
7 — распылитель экономайзера
8 — рычаг привода воздушной заслонки
9 — ось воздушной заслонки
10 — воздушная заслонка
11 — крышка поплавковой камеры
12 — планка привода ускорительного насоса и экономайзера
13 — пробка колодца эмульсионной трубки
14 — тяга привода ускорительного насоса и экономайзера
15 — поршень ускорительного насоса
16 — корпус поплавковой камеры
17 — пробка канала главного воздушного жиклера
18 — пробка канала топливного жиклера системы холостого хода
19 — окно поплавковой камеры
20 — впускной клапан ускорительного насоса
21 — эмульсионная трубка
22 — рычаг привода ускорительного насоса и экономайзера
23 — ось дроссельной заслонки
24 — главный воздушный жиклер
25 — топливный жиклер системы холостого хода
26 — главный топливный жиклер
27 — малый диффузор с распылителем
28 — пружина клапана
29 — топливный клапан
30 — топливный фильтр
31 — поплавок
32 — распылитель ускорительного насоса
33 — пробка канала воздушного жиклера системы холостого хода
34 — выпускной клапан ускорительного насоса
35 — воздушный жиклер системы холостого хода
36 — рычаг привода дроссельной заслонки
37 — рычаг малого газа (пуска холодного двигателя)
38 — упорный винт регулировки холостого хода (винт количества смеси)
39 — предохранительный клапан