Часы эксплуатация, обслуживание, ремонт
#302
Отправлено 02 Сентябрь 2025 - 23:23

Озадачился экономией ресурса бортовых часов. Когда авто пару дней стоит в гараже, часы ходят, а это ни к чему, на них всё это время никто не смотрит


полное описание и инструкция
Таймер отлично собран, питается любым напряжением от 5 до 30 вольт, имеет программирование срабатываний по времени и интервалу на выбор (десятые доли секунды, секунды или минуты с предельным значением до 999 единиц, то-ись если это 999 минут = 16,6 часа) и управляющий внешним оборудованием электронный выход типа "открытый коллектор" где на программируемое вами время появляется или исчезает -12 вольт. Честно говоря, если бы этот таймер делал я, мне бы в голову даже не пришло зарядить туда "управляемый минус", я бы сделал "управляемый плюс". Но это же китайцы.


Таким образом для использования таймера XY-J04 в данной модернизации либо придётся изолировать часы от "массы", либо воспользоваться дополнительным транзистором, что и было мной проделано с блестящим результатом. Идея заключается в том, что часы продолжают ходить в течение заданного времени после выключения зажигания (я для себя выбрал 7 часов) после чего таймер их блокирует до следующего включения зажигания. Не надо ни о чём помнить, всё работает автоматически.

Таймер имеет следующие точки для подключения:
UIN - + питания от 5 до 30 вольт;
GND - минус питания;
OUT+ - выход питания внешнего устройства + (абсолютно бессмысленная в нашем случае позиция, поскольку она на плате тупо объединена с UIN);
OUT- - управляющий выход отрицательной полярности;
GND-T - контрольный триггер. К верхней позиции подключаем + питания, к нижней минус питания. Таймер запускается при разрыве любого из последних проводов. В нашем случае нижний идёт на "массу", верхний - на замок зажигания.
Таймер удачно установился в корпус, который у меня валялся 100 лет. На фото управляет аж лампочкой (заявленный ток коммутации до 15 Ампер, часы Газ-21 в момент автоподзавода потребляют ток 1А - за глаза и за уши)

Как было указано выше, для развязки полярности пришлось применить дополнительный транзистор КТ-853А:

у этой модели радиатор есть одно целое с коллектором, поэтому его можно просто нацепить на штатный винт питания часов (пришлось немного рассверлить отверстие шарошкой до 4 мм) и закрепить гайкой. Для присоединения + питания (штатного провода часов из электропроводки авто), эмиттера КТ-853А, а также всяких левых потребителей, поскольку у меня в машине с этой точки питается аж 4 дополнительных устройства, была изготовлена шина с тремя шпильками М4, собранная пайкой под текстолитовым листом и закрепляемая той же гайкой, что и транзистор на сами часы через прокладку из электрокартона.

К базе КТ-853А (статический коэфф. передачи тока = 30) были припаяны всего два резистора: отпирающее смещение R=72 Ом к позиции OUT- и запирающее смещение 1КОм к +12V.
Транзистор переключательный, работает в ключевом режиме, в термостабилизации не нуждается. Усё.
Схема заработала с первого раза и теперь автоматически управляет бортовыми часами. Собственное потребление таймера в дежурном режиме 0,07А, в режиме отсчёта времени - 0,17А.


#303
Отправлено 03 Сентябрь 2025 - 17:33
Цитата
Конструкция конечно замечательная, реализована грамотно, со знанием дела. Но это только с одной стороны, с другой стороны это никак не решает главную проблему наших часов. После отключения питания часы останавливаются, и на них каждый раз приходится вручную выставлять время. Это не только напрягает, но и приводит к ускоренному износу механизма перевода стрелок. Кроме того, ток потребляемый часами просто конский. Я сейчас обдумываю перевод наших часов на автономное питание от батарейки АА, и чтобы при этом внешний вид часов не изменился. Планирую использовать механизм китайских кварцевых часов. Продумываю, как это сделать грамотно и изящно.
#304
Отправлено 03 Сентябрь 2025 - 22:03
Цитата
Конский - это сколько?


#306
Отправлено 04 Сентябрь 2025 - 03:41
Самоделкин (03 Сентябрь 2025 - 18:33) писал:
И Я того же мнения.
T1974A (03 Сентябрь 2025 - 23:03) писал:
С интервалом согласен . Тоже когда то замерял - выходило порядка 4-5 минут. А вот длительность мизерная - ЩЕЛЧОК - это максимум десятая доля секунды а то и менее. В течении полусекунды слышен был бы не щелчок а некое жужание механизма взвода пружины.
А вот нечто гасящее дугу в контактах или транзисторный ключ разгружающий их оч был бы полезен... Всё подумывал сбацать...да так и не собрался. Пока вроде живы. ТРИ ТЬФУ!!! Вот в прошлом году смазывал КИПовским приборным маслицем.
#307
Отправлено 04 Сентябрь 2025 - 13:28

Если длительность автоподзавода не 0,5 сек, а 0,1 сек, то они вообще жрать электричество особо не должны. Я прикинул потребление часов за сутки, у меня вышло следующее:
если часы берут 2,5А в течение 0,1 секунды каждые 4 минуты, то это 15 срабатываний за один час по 0,1 секунды на раз.
Тогда в течение часа часы потребляют 2,5А в течение 1,5 секунд. Это за сутки на 24 часа умножаем = 36 секунд они едят 2,5 ампера.
36 секунд это 0,028 часа потребляя 2,5А = 0,07Ач. В сутки.
Электронный таймер в дежурном режиме ест 0,07А в течение 24 часов = 1,68Ач.
Получается, что по энергопотреблению электромеханические часы 60-х годов экономичнее современной электронной схемы. Или я что-то не так считаю?

#308
Отправлено 04 Сентябрь 2025 - 19:07
T1974A (04 Сентябрь 2025 - 14:28) писал:

Я тож когда то этот подсчет проводил...Как по мне всё именно так... Приблизительно такая же хохма с карбом. При наличии АСХХ мотор на ХХ потребляет заметно меньше чем с современной умной системой впрыска.
T1974A (04 Сентябрь 2025 - 14:28) писал:

Здесь в первую очередь обычно страдает граненный кончик троса и гнездо куда он втыкается при вдавливании. Ну и само собой одно дело когда подвод осуществляется пару тройку разов в ГОД...а другое если каждые 2-3 дня.
#309
Отправлено 04 Сентябрь 2025 - 19:53

Между тем появилась определённая статистика. Крайний выезд был во вторник, пролетели 250 км.


Потом авто было поставлено в гараж, показания БК составили 12,4 вольта.
Часы ходили до 3:35 ночи, потом таймер их выключил. Стагнация напряжения за первую ночь составила 0,4 вольта, сегодня за вторые сутки простоя стало 11,9 - то есть всего 0,1 вольта с выключенными часами и 0,4 с включёнными. Экономия электричества налицо. Остаётся вопрос - сколько они в итоге кушают то.


#310
Отправлено 04 Сентябрь 2025 - 23:31

Пишет, у него они работают от блока питания 12V на 1А.
#311
Отправлено Вчера, 19:47
T1974A (04 Сентябрь 2025 - 20:53) писал:

Как по мне не факт...Какие то низковатые показатели напряжения. 100% заряженной батарее после нескольких часов после прекращения заряда положенно выдать ЭДС 12.72В... Ну а снижение показателей при разряде скорее всего нелинейно - поначалу может быть и побольше а по мере падения ЭДС уменьшаться...
#312
Отправлено Вчера, 23:43

Перечитал тему с самого начала, оказывается часы 1 и 2 выпусков имели отдельную клемму "минус". Им то-ись развязка в виде транзистора не потребуется. Кроме того КТ-819А можно установить вместо подгорающих контактов в часах, повторив сим схему из журнала "Радио" (либо просто замкнуть контакты перемычкой между собой,а транзистор повесить как я сделал - снаружи). Таймер будет тогда подзаводить часы с точностью до секунды, уравняв их, видимо, с электронными по точности хода (длительность импульса в нём от 0,1с можно установить, режим Р3.2). В общем пространство для творчества.
#313
Отправлено Сегодня, 13:17
T1974A (07 Сентябрь 2025 - 00:43) писал:
Да. Вот это было бы полезно . Контакты - самое слабое место в системе...Остальное решает эпизодическая продувка/очистка и смазка.