В начале этого года в Московском Центральном авто-мотоклубе ДОСААФ СССР была проведена выставка автомобильных моделей. На выставке экспонировались модели автомобилей разных типов и образцы любительского авто-мотостроения — детские микролитражные автомобили и мотороллеры.
Живой интерес у посетителей выставки вызвали детский автомобиль «Мир», конструкции токаря московского завода «Точизмеритель» А. С. Кусакина и мотороллеры, созданные членами конструкторского кружка Московского городского Дома пионеров. Мотороллеры строили юные техники Алексей и Яков Зубчук, Виктор Тимонин, Алексей Кузнецов, Юрий Скачков и другие члены кружка под руководством инструктора Ю. А. Алексеева.
На выставке демонстрировалась радиоаппаратура для управления моделями (автомобилей, тракторов, самолетов и т. п.) конструкции С. Ф. Малика. Аппаратура дает возможность управлять моделью на расстоянии и допускает передачу шести команд.
Повинуясь воле конструктора, игрушечный автомобиль (с установленным на нем оборудованием) четко выполнял команды по радио: двигался вперед и назад, совершал повороты влево и вправо, подавал звуковой сигнал и включал свет.
Однако центральное место на выставке принадлежало автомобильным моделям простейших конструкций. И это вполне понятно, так как автомоделе-строение у нас только начинает развиваться. От простого к сложному — таков обычный путь каждого моделиста.
По этому пути идут, в частности, рижские автомоделисты. Они представили на выставку ряд простых, схематических моделей автомобилей и тракторов конструкции Л. М. Либермана, часть которых с резиновыми двигателями. Более сложные автомодели представили другие моделисты г. Риги. Ученик 8-го класса Карл Майор с помощью инструктора Теодора Лиэпа построил модель гоночного автомобиля с компрессионным моторчиком «К-16». На подобной же модели Оскара Муциниэкс (инструктор Роберт Бирнбаум) установлен микролитражный двигатель «БМ-50». Обе модели участвовали в местных соревнованиях на корде.
Посетители имели возможность детально ознакомиться с выставленными здесь чертежами моделей автомобилей, тракторов, с конструкциями моделей шасси, кузова и т. д. В помощь автомоделистам были организованы также лекции, доклады и консультации.
За три недели выставку посетило около семи тысяч москвичей. Их отзывы содержат красноречивую оценку материалов выставки.
«Выставка имеет большое значение в развитии автомоделизма, — пишут в книге отзывов заслуженный мастер спорта СССР Ф. В. Борисов с группой товарищей,—мы уверены, что автомоделизм привлечет широкие круги молодежи, которая построит новейшие модели и широко распространит это полезное начинание».
Ученик московской средней школы Макарьев выразил свою мысль кратко и ясно: «Хочу стать автомоделистом». А вот запись членов автомодельного кружка. Пионеры обязались к следующей выставке изготовить как можно больше хороших автомобильных моделей.
На большом кумачовом транспаранте в зале — слова призыва «ДОСААФ СССР призывает пионеров и школьников вступать в кружки автомоделизма, готовиться стать автомобильными конструкторами».
Нет сомнения, что это обращение найдет горячий отклик среди нашей молодежи, пионеров и школьников. Многие из них примут активное участие в работе кружков в клубах, Домах пионеров и школах, будут упорно овладевать техникой, чтобы стать достойной сменой конструкторам советских автомобилей.