 | Ефим Бриккенгольц «Ленинская смена» – №34 – 24 августа 2006 года – c.6
Ровно 50 лет назад с конвейера Горьковского автомобилестроительного завода сошли первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» В преддверии этого юбилея общероссийским клубом любителей ГАЗ-21 совместно с ГАЗом был организован автопробег «Москва - Владимир - Нижний Новгород», в котором принимали участие около 60-ти 21-х «Волг». Среди которых встречались машины достаточно оригинальной комплектации. Вечером, 18 августа, участники пробега без поломок добрались до Нижнего Новгорода, на родину легендарного автомобиля. На площади возле ДК «ГАЗ» автозаводцы встретили их с плакатами «Волга» - лучший автомобиль!» и музыкой из фильма «Берегись автомобиля», - своего рода гимном этой машины. Далее последовал торжественный митинг, поучаствовать в котором пришли и нынешние руководители ГАЗа, и ветераны автозавода - люди, непосредственно участвовавшие в разработке этой знаменитой модели. Настроение у всех было праздничное, и тому имелись причины. Шутка ли - автомобиль, разработанный на ГАЗе 50 лет назад, по сей день пользуется огромной популярностью в России да и за ее пределами. А год назад 21-ю «Волгу» приобрел даже Президент России Владимир Путин, тем самым исполнив свою детскую мечту...
«Это был первый проект, над которым я работал - вспоминает Леопольд Давидович Кальмансон, пришедший на завод в 1955 году, а позднее возглавивший конструкторский отдел трансмиссий. - Конечно, это было не просто. Многие решения были передовыми для того времени и применялись впервые. Но над «Волгой» трудился очень сильный и сплоченный коллектив. И сейчас испытываешь чувство гордости, что работал бок о бок с этими выдающимися конструкторами и что причастен к появлению этой модели. Она ведь практически сразу завоевала призвание. И таксопарки работали на 21-й Волге, и шпионов КГБ-шники на ней ловили… Так что наша «Волга» везде была востребована». «Смотрины» самой первой модели «Волги» проходили в Москве на Дворцовой площади Кремля. Вот что рассказывает об этом ведущий испытатель Николай Михайлович Пененков: «Это была очень большая ответственность. Собрались чуть ли не все члены правительства, но все прошло безукоризненно. Отзывы были самые положительные. Единственное, говорят, член Политбюро Булганин лотом заметил: «А что это у нас «Волга» беспартийная?» После чего на корпусе установили звезду. Как испытатель, могу сказать, что эта машина по тем временам была прорывом. Очень удобная, комфортная, с прекрасными ходовыми качествами. А главное - надежная и долговечная. Пригодная к эксплуатации в любых условиях». Оценку ветерана-испытателя подтвердило время. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе, где были представлены лучшие модели практически всех мировых автомобильных концернов, ГАЗ-21 была удостоена «Гран-При». А на просторах бывшего СССР и стран Варшавского договора ту «Волгу» называют «автомобилем столетия». И сейчас, спустя десятилетия после того, как в 1970 году с конвейера сошла последняя 21-я, у этой модели масса преданных почитателей. Что и доказал наглядно прошедший автопробег. Для многих людей марка «Волга» - до сих пор символ качества, успеха и гордости за свою страну. «Когда начали выпускать «Волгу», мне было 10 лет - рассказывает участник пробега, житель Москвы Чингиз Бархударов. - Тогда этот автомобиль для всех был пределом мечтаний. И я тоже им «болел». Иной раз меня с уроков выгоняли, за то, что я тайком на парте рисовал «Волгу». Мальчишкой я поклялся, что когда выросту, обязательно куплю эту машину. Свою мечту я больше чем выполнил: сейчас у меня пять автомобилей ГАЗ-21! Некоторые модифицированные, но есть и родной сборки, и езжу я только на «Волге», хотя в семье имеется и иномарка. Но зачем она, когда есть «Волга». Ведь ничего комфортнее и роднее я представить себе не могу. И я такой не один. В Москве сейчас настоящий бум на 21-е «Волги», особенно после того, как ее купил Путин. На дорогах меня часто останавливают самые разные автолюбители и спрашивают, где можно купить такую же машину...» А вообще в тот вечер в адрес «Волги» ГАЗ-21 было сказано много лестных слов. С импровизированной трибуны выступил Николай Пугин, который еще раз отметил выдающиеся заслуги разработчиков автомобиля Н. И. Борисова, А. М. Невзорова, В. С. Соловьева, Г. В. Эварта, П. К. Лапшина. М. С. Мокеева и Л. М. Еремеева. После чего представитель общероссийского Клуба любителей «Волги» Алексей Козлов вручил президенту ОАО «ГАЗ» почетную грамоту и инкрустированный бриллиантом значок с эмблемой завода - оленем. Тем самым, который красуется на капоте 21-й... На этом программа праздничных мероприятий не закончилась. На следующий день участники пробега посетили музей ОАО «ГАЗ», где оставили немало восторженных отзывов в книге посетителей о прекрасно сохраненных экспонатах музея. А в это время сотрудники группы компаний «Фабрика чистоты» до блеска вымыли автомобили участников, чтобы они во всей красе предстали перед нижегородцами. Затем по улицам города автоколонна с включенными фарами и торжественными сигналами двинулась на площадь Минина и Пожарского, где всем нижегородцам представилась возможность полюбоваться легендарными «Волгами». На праздничном обеде, который с большим мастерством и любовью приготовили сотрудники компании «Корпус Групп», участники пробега подкрепились и поехали в обратный путь. Как заметил присутствовавший на празднике директор по персоналу «ГАЗа», депутат ОЗС Владимир Куприянов, подобные акции приносят не только радость, но и пользу. Они нужны в первую очередь для молодых автозаводцев. Чтобы те прониклись гордостью за свой завод и в дальнейшем с успехом поддерживали славные традиции прошлых лет. Что, в принципе, и происходит. Да, ГАЗ-21 – это, возможно, лучший российский автомобиль XX века. Но и в XXI-ом ГАЗ своих позиций сдавать не собирается. «Волга» будет собираться на новой платформе с качественным зарубежным двигателем. И думается, ГАЗ еще не один год будет радовать автолюбителей своими машинами... |  |