Первое и главное. ГАЗ-21 - не игрушка, а машина, требующая внимания и вложения сил и средств, причем в размерах никак не меньших, чем современные автомобили. Смотря, что считать проблемами; С любым автомобилем в процессе эксплуатации возникают два вида проблем:
а) проблемы с управлением
Обычно, как проблему называют очень тяжелое управление ГАЗ-21; действительно, управление старой «Волгой» во многом отличается от других автомобилей; например, отличается от привычного расположение многих органов управления, существует и некоторая специфика в действии этими органами; на этих картинках проиллюстрированы эти особенности (на 100-процентно аутентичной машине):
Панель приборов: органы управления
1 - рукоятка воздухопритока; 2 - рукоятка управления заслонкой отопителя, 3 - переключатель электродвигателя вентилятора, 4 - центральный переключатель света, 5 - кнопка теплового предохранителя в цепи освещения, 6 - контрольная лампа тормоза стоянки, 7 - контрольная лампа температуры воды в радиаторе, 8 - включатель зажигания стартера, 9 - включатель стеклоочистителя, 10 - рукоятки радиоприемника, 11 - рукоятка управления дроссельной заслонкой, 12 - пепельница, 13 - головка часов для перевода стрелок, 14 - прикуриватель, 15 - рукоятка насоса для обмыва ветрового стекла, 16 - контрольная лампа дальнего света фар, 17 - амперметр, 18 - указатель уровня бензина, 19 - спидометр, 20 - счетчик пройденного пути, 21 - указатель температуры воды, 22 - указатель давления масла, 23 - контрольная лампочка указателей поворотов, 24 - кнопка воздушной заслонки карбюратора.
Положения рычага родной коробки передач
Можно выделить:
1)проблемы надуманные:
- тяжелое рулевое управление: как ни странно (вроде бы, технический прогресс подразумевает обратное), но на более поздних «Волгах», включая современные без ГУРа, руль крутить тяжелее, чем на ГАЗ-21. Сказывается здесь и точный расчет рулевого привода, и меньшая колесная база ГАЗ-21, и больший диаметр рулевого колеса; конечно, если сравнивать с дорогой иномаркой с ГУРом, или «дамским» автомобилем вроде «Калины» - … ну что здесь сказать – ГАЗ-21 – не дамский автомобиль, это вообще-то полноразмерный седан длиной почти 5 метров… благодаря небольшой колесной базе, старая «Волга» еще и немного маневреннее, чем современные «Волги» на платформе ГАЗ-24.
- рычаг КПП на руле, всего три скорости в КПП – действительно, за редчайшим исключением, на оригинальных машинах стоит с завода трехскоростная механическая КПП, рычаг управления которой расположен над рулевым валом; однако, все измышления о неудобстве такого способа управления неверны; ход рычага очень невелик, а усилие на нем, благодаря удачному расчету механизма (естественно, при исправном механизме), минимально; кроме того, обе руки постоянно находятся на руле; многие владельцы сходятся во мнении, что рычаг КПП на руле удобнее, чем в полу; так же, трехскоростная коробка, хотя и немного увеличивает время разгона, несколько проще в обращении; переключать передачи приходиться только во время разгона, в пробке или при движении по бездорожью, в остальных ситуациях (железнодорожный переезд, подъем, необходимость временно сбросить скорость машины) благодаря отличным тяговым характеристикам двигателя вполне хватает третьей и последней передачи; на отдельных машинах, КПП заменена на четырехступную, с рычагом в полу, обычно от ГАЗ-24; никакого выигрыша в скорости, вопреки распространенному убеждению, это не дает, т.к. передаточное число последней четвертой передачи в этой коробке такое же, как и у третьей в родной – 1 : 1, зато создает определенные неудобства (н., невозможность раскладывания дивана), проблемы при ремонте (не подходит ни один карданный вал – необходимо подгонять), уменьшается прочность и коррозийная устойчивость кузова из-за отверстия в днище под рычаг коробки, да и вообще, неизвестно насколько качественно была проведена установка коробки); поэтому, советом будет приобретать именно машину с родной коробкой передач, тем более что только такая машина может с полным правом называться ГАЗ-21;
- ужасная динамика автомобиля;
вскользь упомянув, что в данной машине динамика – далеко не главная характеристика, из-за которой ее покупают, должен заметить, что, хотя определенные проблемы с этим имеются, «Волга» вполне пригодна для движения в современном потоке; по динамике, исправная «Волга» с родным двигателем в 75 сил (3-я серия) превосходит «Оку» и «Ниву» и мало уступает ВАЗовской классике;
- неэффективные тормоза;
действительно, на ГАЗ-21 (как и на всех Волгах до конца девяностых годов, кроме ГАЗ-3102) устанавливались барабанные тормоза на все колеса; однако, на скоростях, развиваемых с родным двигателем и КПП, эффективность этих тормозов вполне достаточна при условии исправности системы; установка вакуумного усилителя практически полностью решает эту проблему;
- высокий эксплутационный расход топлива;
не больше, чем у современной «Волги», во всяком случае, на исправном двигателе. В целом, по «показаниям свидетелей», цифра 12,5-15 л на сотню (в зависимости от технического состояния и стиля езды) по городу и 10,5 по трассе – вполне реалистична.
2)проблемы реальные:
- тугая педаль тормоза: что есть, то есть – очень тугая (хотя, для взрослого мужчины это не должно создавать особой проблемы); впрочем, это касается только машин, на которые не был установлен вакуумный усилитель тормозов от ГАЗ-24 – а это сделано на довольно многих машинах;
- из-за очень специфической конструкции ручника, на неухоженных машинах он, как правило, не работает; впрочем, это типичная проблема всех старых машин, только у ГАЗ-21 она усугублена специфичностью конструкции – надо за машиной следить лучше;
ИТОГО: ГАЗ-21 в оригинальном виде, действительно, создает определенные проблемы при каждодневной эксплуатации; их надо знать и быть к ним готовым; однако, технически исправная машина с установленным усилителем тормозов, современным карбюратором и рядом других незначительных улучшений (об этом речь еще пойдет) ГАЗ-21 приближается по эксплутационным параметрам к «классическими» ВАЗами или «Волгам» выпуска до конца девяностых годов с карбюраторным двигателем, которых эксплуатируется еще очень и очень много;
б) проблемы с ремонтом
- необходимость постоянного технического обслуживания; действительно, ГАЗ-21 требует, как и любая «Волга», постоянного обслуживания: шприцевания передней подвески и других точек смазки (как и все «Волги» выпуска до 2002 года со шкворневой подвеской), каждодневного технического контроля; однако, сама конструкция автомобиля очень проста и позволяет выполнять почти все работы самостоятельно, а при условии своевременного выполнения всех регламентных работ, надежность машины очень и очень высока;
- проблемы с запчастями;
здесь все двойственно; надо заметить, что эти проблемы неодинаковы для различных серий; первая и аутентичная вторая серии, действительно, имеют много деталей, не совместимых с более современными автомобилями (в т.ч. более поздними «Волгами», в т.ч. и ГАЗ-21), и их ремонт, особенно при стремлении к сохранению аутентичности, представляет собой определенные проблемы. Более поздние машины третьей серии (и, часто, переоборудованные в нее более ранние) имеют много деталей, совместимых с позднейшими (например, двигатель кроме навесного оборудования – полностью идентичен с УАЗовскими 2,445 литровыми, т.к. является базой для них); да и родные детали к этим машинам нередко появляются в продаже, включая абсолютно новые (правда, цена может быть относительно велика); наиболее дефицитными являются кузовные детали, особенно хромированные в хорошем состоянии – это в наибольшей степени относится именно к ранним сериям, особенно к первой; так же, очень редко можно найти аутентичные детали пластика салона в отличном состоянии (выпускаются новоделы некоторых деталей).