Несколько лет назад журнал поднял вопрос о необходимости внедрения в нашу практику эконометра- довольно простого прибора, позволяющего достаточно эффективно корректировать манеру вождения и связанный с этим расход топлива. Мы попали в десятку: прибор нашел и изготовителя и потребителя (с 1984 года он уже стал штатным на новых моделях ВАЗа). Сегодня публикуем мнение московского автомобилиста, установившего эконометр на свою машину. И водителя и его “Волгу” новичком на дороге не назовешь. И тем любопытнее и ценнее представляются наблюдения и выводы, к которым приходит автор. Итак, слово инженеру О. Нестерову.
Что дает эконометр.
Чтобы сразу внести ясность, скажу, что за рулем я достаточно давно - стаж превышает 30 лет. И, стало быть, навыки мои формировались и совершенствовались тогда, когда лучшим стилем считалось умение вести машину плавно, при малейшей возможности использовать накат и как можно реже пользоваться тормозами, даже в городе. Такой стиль - о его достоинствах и недостатках можно спорить, но не о них сейчас речь, - позволял существенно экономить топливо. И я не без оснований считал, что этой премудростью овладел в достаточной мере.
Однако, после того как я установил на свою “Волгу” ГАЗ-21 эконометр с несколько странным и загадочным названием “И”, стало очевидно, что свои успехи я несколько переоценивал и что резервы для совершенствования экономной манеры езды далеко не исчерпаны. Считаю нужным напомнить, что эконометр - это, по сути, прибор, измеряющий разрежение во впускном коллекторе двигателя, - только шкала здесь не отградуирована в миллиметрах, а лишь разбита на три зоны: белую, зеленую и красную. Как известно, разрежение зависит от положения дроссельной заслонки и нагрузки на двигатель, то есть связано с положением педали газа, и косвенно характеризует мгновенный расход топлива.
Установить прибор на автомобиль оказалось делом несложным: в комплекте, кроме самого указателя, находились и штуцер и резиновая трубка. Да и инструкция давала достаточно четкие указания.
Я выбрал для подключения пробку спускного отверстия патрубка, просверлил ее и нарезал резьбу. Но можно, конечно, найти и какой-то иной вариант. После подключения прибор заработал сразу. И тут началось самое интересное.
Если иметь в виду экономичное вождение, задача водителя проста: надо так выбирать режим движения, чтобы стрелка прибора преимущественно находилась в белой или зеленой зонах, когда в карбюраторе работает только первичная камера. Если же стрелка переходит в красную зону, значит открылась вторичная камера, включился экономайзер или открылся наружный диффузор карбюратора К-22И. Теоретически мне и раньше эти процессы и зависимости были известны. Теперь я получил точный индикатор, чутко реагирующий на них, и начал строить тактику езды с учетом показаний стрелки. В результате, естественно, езда стала более спокойной и равномерной, поскольку плавные разгоны давали возможность лучше просчитывать ситуацию и заблаговременно принимать решения. А это, в свою очередь, сразу отразилось на безопасности движения: стрессовые ситуации стали создаваться гораздо реже. Понятно, что эти результаты и последствия были, так сказать, заранее запрогнозированы и теми, кто создавал прибор, и мной, когда я решил его поставить на машину. Но затем я стал обнаруживать явления, о которых и не предполагал.
Оказывается, эконометр способен давать широкую информацию о нарушениях в работе жизненно важных систем автомобиля.
Например, уменьшение угла опережения зажигания сопровождается заметным снижением разрежения на всех режимах. Обратив внимание на это, я пришел к практическому выводу и стал устанавливать зажигание, следя за стрелкой эконометра и обеспечивая максимальное разрежение.
Перебои в работе одной свечи заставляют стрелку прибора заметно дергаться на холостом ходу, на других режимах показания эконометра смещаются к красной зоне больше, чем обычно.
При устоявшейся манере вождения и некотором навыке в пользовании эконометром можно по его показаниям судить даже о снижении давления в шинах и нарушении углов установки колес, поскольку в обоих этих случаях увеличивается сопротивление качению, а это отражается еще большим отклонением стрелки к красной зоне. Ну, а теперь несколько конкретных цифр. Если до установки эконометра расход топлива у моей “Волги” составлял 10-11 литров на 100 километров пути (при движении по шоссе со скоростью 60 км/ч), то после установки и введения корректив в “манеру исполнения” расход снизился до 8,5 литра. Это, как мне кажется, убедительно свидетельствует в пользу прибора.
Прислал БТ-21Р
Журнал "За рулем" №2, 1989