Этот сайт предназначен для аудитории 18+
Навигация
Наша кнопка
Все о ГАЗ-21 Волга
О самых маленьких
О самых маленьких


Маленький автомобиль — понятие относительное. Новый «Москвич», напоминающий порой молоденького, еще не подросшего ЗИМа, является, по сравнению со многими европейскими малолитражными автомобилями, прямо-таки великаном. А в Соединенных Штатах Америки он был бы, безусловно, одним из «самых маленьких».
Американцы относятся к маленьким автомобилям с явным предубеждением: еще до второй мировой войны в США были сняты с производства малолитражки «Бантам» и «Виллис», а в 1955 году здесь не нашел никакого спроса выпущенный фирмой «Наш» автомобиль «Метрополитэн» (1,2 л.).
В то же время в Европе с чувством иронического недоумения и даже насмешки наблюдают развернувшуюся в США «охоту за лошадиными силами» и не одобряют автомобилей, напоминающих, как выразился один австрийский журналист, «дредноуты на колесах».
Не вдаваясь в причины этих расхождений во взглядах, следует подчеркнуть, что в Европе, во всяком случае, совершенно явственно обозначилась тенденция к уменьшению среднего литража выпускаемых двигателей и расширению производства малолитражных автомобилей. При этом значительно изменились и сами представления о таких автомобилях. Если лет 20 назад к числу малолитражных относили автомобили с рабочим объемом двигателя до 1,5— 1,9 литра, то сейчас даже «Москвич» (1,22 л.) нельзя называть малолитражным без риска впасть в противоречие с общепринятой терминологией. Так, журнал «Крафтфарцойгтехник», орган Технической палаты ГДР, писал недавно, что «к автомобилям среднего литража надлежит в наше время относить все, имеющие рабочий объем цилиндров двигателя более 800 см3».
Эта эволюция взглядов отражает не только количественные сдвиги, происшедшие в европейском автомобилестроении, но также и качественные изменения в самих принципах проектирования малолитражек. Маленький автомобиль нельзя делать просто в масштабе 1:2, 1:3 или 1:5 по отношению к большому. Его надо создавать заново, и в этой области сейчас уже выявились определенные идеи.
Весьма характерен в этом отношении итальянский «Фиат-600», являющийся, пожалуй, наиболее типичным современным малолитражным автомобилем. Давайте познакомимся с ним поближе, а заодно и с другими современными «малолитражками» до 800 см3.
«Фиат-600» (1) имеет несущий двухдверный цельнометаллический кузов с передвижными передними сиденьями, довольно емким багажником в передней части и мотоотсеком в задней. Общее представление о расположении агрегатов этой машины дает рис. 1.

alt
рис.1 Автомобиль «Фиат-600»



В целях повышения вместимости, снижения веса, экономии исходных материалов, а также из других технических соображений в современных малолитражных автомобилях стремятся объединить двигатель, сцепление, коробку передач и дифференциал в один силовой блок, размещаемый обычно в задней части кузова. Так сделано и на «Фиат-600», причем двигатель выполнен короткоходным (отношение хода поршня к диаметру цилиндра 56/60), с относительно высокой степенью сжатия (7:1), верхними подвесными клапанами, принудительной системой смазки и прочими характерными чертами современных двигателей.
При 4600 об/мин этот двигатель развивает мощность в 19 л. с. Четырехступенчатая коробка передач полностью синхронизирована (за исключением одной передачи). На автомобиле установлены гидравлические тормоза, независимая подвеска передних и задних колес. Он отличается исключительной устойчивостью, хорошим «держанием» дороги. Максимальная скорость 95-100 км/час. Новый немецкий малолитражный автомобиль «Ллойд-600» (2) имеет короткоходный наклонный двигатель (ход поршня 64 мм, диаметр цилиндра 77 мм), верхнее распределение, карбюратор с падающим потоком, принудительное воздушное охлаждение. На машине установлены гидравлические тормоза. Французский малолитражный автомобиль «Рено 4СV» (3) снабжен автоматическим сцеплением. У другой французской малолитражки — «Ситроен 2СV» (4) — привод на передние колеса, оппозитный двухцилиндровый двигатель, центробежное сцепление, полностью синхронизированная коробка передач и весьма оригинальная независимая подвеска колес.
Прогрессивная конструкция независимой подвески колес на скручивающихся резиновых элементах применена на малолитражном автомобиле «Майко-Чемпион» (6). Выпускающийся в ГДР малолитражный автомобиль «Цвикау Р-70» (5) отличается первым в мире пластмассовым кузовом серийного производства и т. д.
Таким образом, современный малолитражный автомобиль, хотя и стоит гораздо дешевле, чем классные автомобили, вовсе не представляет собой, так сказать, «удешевленную» конструкцию. Наоборот, для того чтобы получить дешевый и добротный автомобиль, необходимы как раз оригинальные и смелые конструктивные решения, анализ и обобщение большого практического опыта. Характерно, что в ряде стран (например, в Чехословакии, ГДР) конструкторы поставили перед собой задачу создать такие малолитражные автомобили, которые, сохраняя все присущие им достоинства (дешевизну, экономичность, низкую стоимость эксплуатации и технического обслуживания), соответствовали бы в то же время самому высокому уровню автомобильной техники.
Для достижения этой благородной цели — создания подлинно народного автомобиля — в странах народной демократии идут по пути выпуска промежуточных типов малолитражек. Таковы, например, «Цвикау Р-70» (ГДР) и, особенно, чехословацкий «Спартак», уже сейчас превосходящий по основным техническим параметрам (литровая мощность, удельный вес и т. д.) многие современные автомобили.
Однако проблема высокого качества автомобилей низкой стоимости ждет еще своего разрешения. Практика показывает, что на какой-то ступени снижения литража автомобиль как бы «теряет» свои характерные свойства и становится уже, пожалуй, чем-то «иным». В частности, такое ощущение иногда возникает, когда видишь перед собой так называемый «микролитражный» автомобиль. Что такое «микролитражный» или «сверхмалолитражный» автомобиль? Что следует подразумевать под этим, недавно появившимся термином?
Нельзя не признать, что точной классификации до сих пор не существует. Более того, как в зарубежной, так и советской печати встречаются совершенно различные, взаимоисключающие определения микролитражного автомобиля. Если в Германии малолитражные автомобили делят на две основные группы — «клейнстваген» (наименьшие) с литражем до 300 см3 и «клейнваген» (малые) с литражем от 400 до 800 см3, то в других странах такого четкого деления нет. А венгерский журнал «Аутомотор», сообщая о новой чехословацкой машине «Авиа», выпускаемой заводом в Страконице, озаглавил заметку следующим образом: «Не то автомобиль, не то мотоцикл».
Но суть дела, конечно, не в названии, а в конструктивных особенностях. Существует некий довольно определенный рубеж (300—400 см3), отделяющий рассмотренные выше «настоящие» автомобили от всякого рода паллиативных конструкций. Весьма характерно, во всяком случае, что показанные далее на цветной вкладке машины (7-20) — так называемые «роллермобили», «автороллеры», «бэбикары» и то, что немцы называют «клейнстваген», — имеют в своей основе мотоциклетные узлы и агрегаты. Некоторые из них вообще довольно примитивны как по конструкции, так и по технике производства.
Очевидно, требуется еще время для того, чтобы выработался более определенный типаж и соответствующая ему техника производства; но уже сейчас все эти машины представляют большой интерес, поскольку речь идет, видимо, о новом, порожденном жизнью, транспортном средстве, которому, судя по всему, принадлежит большое будущее. Среди многообразия появившихся за последние годы конструкций некоторые стали весьма популярны, послужили образцом для бесчисленных копий и могут поэтому рассматриваться как типичные. Так, родившаяся в Италии «Изетта» (7) выпускается сейчас по лицензиям в Швейцарии, во Франции и в Западной Германии, причем западногерманская фирма «БМВ» за шесть месяцев после приобретения лицензии выпустила (во второй половине 1955 года) 10.000 машин.
Когда «Изетта» впервые появилась в Италии, приверженцев у нее оказалось не слишком много, и производство ее было даже прекращено. Но в других •странах сумели довольно быстро разглядеть ее конструктивные достоинства и сейчас рекламируют как «семейное мотокупе» (например, «БМВ — Изетта»), в котором двое взрослых и двое детей чувствуют себя «свободнее и удобнее, чем в ином автомобиле». Откуда же берутся эти удобства, если габаритная длина «Изетты» лишь немногим превосходит два метра, т. е. в 1,5 раза меньше, чем у обычных малолитражек, и вдвое меньше «Москвича»?
Секрет состоит в конструкции кузова и общей компоновке агрегатов. Горизонтальный поперечно расположенный двигатель с принудительным охлаждением размещен справа за передним сиденьем, близко к центру тяжести автомобиля (рис. 2а). Привод от него осуществляется через короткий карданный вал с резиновыми спайсерами на плавающую в масле приводную цепь, натяжение которой обеспечивается эксцентриком (рис. 2б).
Ведущая задняя ось выполнена без дифференциала (рис. 2в). Задние колеса расположены друг к другу так близко, что надобность в выравнивании их скоростей на повороте практически отпадает. Подвеска задней оси осуществляется четвертьэллиптической рессорой и двумя установленными под углом телескопическими амортизаторами. Передние колеса подвешены к раме на рычагах с витыми рессорами и телескопическими амортизаторами.
Рама «Изетты» состоит из стальных труб и сварена с каркасом кузова, выполненным также из труб. Важнейшую особенность конструкции кузова представляет лобовая дверца, откидывающаяся вперед вместе со штурвалом, рулевой колонкой и щитком приборов (рис. 3). Пассажиры садятся в машину, как в обычное мягкое кресло. Удобства такой конструкции неоспоримы; к тому же экономится много места. Сзади, за сиденьями, могут быть размещены два чемодана. Там же располагается топливный бак емкостью в 14 литров. Рулевая колонка в своей нижней части имеет шарнирное сочленение. На ней имеются переключатели света («мигающего» и заднего), а рычаг переключения передач вынесен на левую стенку кузова (чтобы не ограничивать свободы ног водителя). Педали сцепления, тормозов и акселератора расположены, как обычно, по обе стороны рулевой колонки (рис. 2г). Тормоза — гидравлические, на обе оси.
Такова «Изетта» — общепризнанная родоначальница многих аналогичных конструкций. На цветной вкладке мы видим некоторые из них. Это прежде всего западногерманский «Мессер-шмидт» (8), имеющий два расположенных одно за другим сиденья и откидывающийся в бок «купол» из плекси-глаза; трехколесный «Фульдамобиль» (9) с алюминиевым кузовом, двойными шинами заднего колеса и боковой дверцей. В некотором роде «компромисс» между «Изеттой» и «Мессершмидтом» представляет собой «Хейнкель-175» (10), имеющий лобовую дверцу, но жестко укрепленную рулевую колонку и одно заднее колесо. Для перевозки больных используется трехколесная «Мейра» (12).
Между тем «Изетта» и примыкающая к ней группа занимает отнюдь еще не самые нижние места в таблице «самых маленьких». В последнее время лоявилось несколько конструкций, которые свидетельствуют о непрекращающихся поисках в этой области. Так, известный немецкий конструктор и промышленник Брютш, поставивший перед собой цель создать «серию автомобилей стоимостью не дороже среднего мотоцикла», выпустил уже целый ряд типов машин, среди которых выделяются «Карлик» (11), «Воробей» (19), «Клейншниттигер» (13) и др.

alt

Рис. 2. Основные агрегаты моторной коляски «БМВ-Изетта».



alt

Рис. 3. Лобовая дверца «Изетты».



Двухместный трехколесный «Брютш», модель «Карлик» (11), имеет трубчатую раму и сборный сводчатый кузов, выполненный из стеклянного волокна. Двигатель располагается сзади, непосредственно над ведущим колесом.
В конструкции использована резиновая подвеска, и машина развивает скорость до 100 км/час. Не менее интересен четырехколесный «Брютш», модель «Воробей» (19), а также четырехколесный «Шпатц» (20), выпущенный по лицензии Брютша одной голландской фирмой. На них установлены двигатель с рабочим объемом 200 см3, гидравлические тормоза на все 4 колеса и трехместные сиденья. С другой стороны, между «Изеттой» и такими автомобилями, как «Майко» (400 см3), «Ситроен-2СV» (425 см3), «Ллойд» (600 см3) и др., принадлежность которых к «настоящим» автомобилям неоспорима, имеется еще одна группа машин, весьма трудно поддающихся классификации.
Эти машины показаны на вкладке е третьем ряду. Наиболее характерной среди них является, безусловно, «Гоггомобиль» (14), получивший в настоящее время широкое признание И выпускаемый в массовом масштабе. Присмотритесь к нему внимательно. По внешнему виду — это, безусловно, микролитражный автомобиль. Однако принятым у нас классификационным воззрениям он не соответствует. Рабочий объем его двигателя меньше 400 см3, а число мест для пассажиров — не 4, а всего лишь... 2 + 2, как указывается в технической характеристике (два задних сиденья — боковые и предназначены Для детей до 15-летнего возраста).
Впрочем, даже немецкие журналы путаются в характеристике «Гоггомобиля». Так, если журнал «Крафтфарцойгтехник» уверенно относит его к разряду микролитражек («клейнстваген»),то издающийся в Мюнхене журнал «Крафтрад», после проведения разносторонних испытаний «Гоггомобиля», с удовлетворением писал следующее:
«Итак, в Дингольфинге начали выпускать первый немецкий малолитражный автомобиль (клейнваген) с рабочим объемом двигателя менее 300 см3». «Гоггомобиль» имеет двухцилиндровый, двухтактный карбюраторный двигатель с принудительным воздушным охлаждением (рабочий объем цилиндров 293 см3). При 5500 об/мин двигатель развивает 14,8 л. с. Крутящий момент передается через двухдисковое сцепление (в масляной ванне) и четырехступенчатую коробку передач с шестернями заднего хода. Двигатель, коробка передач и дифференциал выполнены в одном блоке и размещаются за задней осью. Воздух к ребрам цилиндров подводится с помощью воздуходувки.
Несущий кузов «Гоггомобиля» выполнен из стального листа с большой площадью застекления. Подвеска передних колес — независимая, рычажная с винтовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Задняя ось имеет маятниковую подвеску и тоже винтовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Тормоза — гидравлические на все 4 колеса.
«Гоггомобиль» весит всего 390 кг. Допустимый его вес при полной нагрузке — 600 кг, т. е. он может свободно перевозить 3—4 пассажиров, преодолевая подъемы до 30%. Максимальная скорость — 86 км/час, расход топлива 4 литра на 100 км пробега.
Любопытные конструктивные особенности отличают «Дорнье-Дельту» (15), в которой два достаточно широких сиденья размещены спиной друг к другу, причем вход и выход возможен в обе стороны через торцовые откидывающиеся двери (наподобие «Изетты»). Двигатель размещается под полом в середине машины. По эффективности использования площади и емкости кузова «Дорнье» не только не уступает «Изетте», но и превосходит ее, хотя разница в габаритных размерах незначительна. Упомянутая выше чехословацкая двухместная машина «Авиа» (16) отличается оригинальным расположением пассажирских мест. Водитель сидит здесь посередине, а с небольшим отступом сзади размещаются два других пассажира. Привод осуществляется от мотоциклетного двигателя «Ява» 350 см3.
К этой же группе относятся, безусловно, «Клейншниттигер-250» (17) и «Чемпион» (18), используемый для перезс-зок мелких товаров и продуктов. Таковы, в основном, «самые маленькие» в большой семье современных автомобилей. Хотя они, как мы видели, очень многообразны и разнятся как по конструкции, так и по технике производства, многое в них представляет определенный интерес. Миллионы людей во всем мире мечтают иметь собственный автомобиль. А для подавляющего большинства трудящихся эта мечта может стать осуществимой лишь при условии, если автомобиль будет доступным по стоимости и экономичным в эксплуатации — качества, неразрывно связанные с его размерами и литражем двигателя.

alt



ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОРНЫХ КОЛЯСОК МАЛОГО И СВЕРХМАЛОГО ЛИТРАЖА

Наименование

Число мест

Двигатель
Число передач
База (мм)
Колея (мм)
Габариты (мм)
Вес (кг)
Тормоза
Шины
Скорость (км/ч)
Расход топлива (кг/100 км)
Примечание

объем двигателя
(см3)

мощность
(л. с.)

Остин А-30

4

800

28 л. с. при 4800 об/мин

4

2020

1150 1150

3425
1400
1505

700

Гидравлические

5,20—13

100

7-8

Несущий кузов, четырехдверный

Рено 4CV

4

748

21 л. с. при 4500 об/мин

3

2100

1220 1220

3630
1430
1470

600

Гидравлические

5,00—15

100

6,5

Несущий кузов, автоматическое электромагнитное сцепление

Голиаф - 700

4

690

25 л. с., а при непосредств. впрыске топлива 30 л. с. при 4500 об/мин

4

2300

1250 1250

4100
1570
1470

900

Гидравлические

5,00—16

100

8

Несущий четырехдверный кузов; на выбор установл. карбюратор либо аппаратура для непосредственного впрыска бензина

Майко - Чемпион

4

400

15 .л. о при 4000 об/мин

3—4

2020

1200 1150

3420
1470
1350

580

Гидравлические

4,80—15

85

6

Цельнометаллический понтонный кузов, центр, трубчатая рама; торсионно-резиновая подвеска

Фиат— 600

4

633

19 л. с. при 4600 об/мин

4

2000

1144 1154

3215
1380
1405

600

Гидравлические

5,20—12

95

6,5

Несущий двухдверный кузов

Цвикау - Р70

4

690

22 л. с. при 3500 об/мин

3

2380

1190 1200

3740
1580
1430

800

Механические

5,00—16

85

7—3

Рамная конструкция. Пластмассовый двухдверный кузов с деревянным остовом

Ситроен-2СV

4

425

12 л. с. при 3500 об/мин

3

2400

1260 1260

3780
1480
1600

500

Гидравлические

4,25—15

80

5

Гидропневматическая систе­ма подвески; центробежное сцепление, полностью синхро­низирован, коробка передач

Ллойд - 600

4

600

19 л. с. при 4500 об/мин

3

2000

1050 1100

3355
1410
1350

540

Гидравлические

4,25—15

95

5,5

Ультракороткоходный дви­гатель с верхним распределением

Гоггомобиль - 300

2 + 2

293

15 л. с. при 4800 об/мин

4

1800

1090 1090

2900
1280
1310

390

Гидравлические

4,40—10

90

4,5

Несущий кузов с откаты­вающейся крышей (и без нее)

Авиа

3

350

15 л. с. при 4650 об/мин

3

2050

1000 1000

3250
1250
1300

340

Механические

4,80—10

80

5,5

Рездверный кузов с откид­ным куполом из дюраля. Вес кузова всего 48 кг

Дорнье-Дельта

4

250

14 л. с. при 4000 об/мин

4

1820

1210 1210

2880
1400
1420

400

Гидравлические

3,50—12

85

5

Подпольный двигатель, не­сущий кузов, олектромехани-ческое включение передач

Клейншниттигер

3

250

15 л. с. при 6000 об/мин

3

1850

1080 1080

3100
1400
1200

300

Механические

4,40—11

90

5

 

Изетта - БМВ

2—3

250

12 л. с. при 5800 об/мин

4

1500

1200
520

2285
1380
1335

350

Гидравлические

4,80—10

85

3,5

Легкий кузов с лобовой дверью. Задняя узкая колея без дифференциала

Мессершмидт

2

200

10 л. с. при 5200 об/мин

4

2030

1080

2820
1220
1200

230

Механические

4,40—8

100

4,5

Два сиденья, расположенные друг за другом, боковой купол

Хейнкель

2

175

9 л. с. при 5700 об/мин

4

17600

1225

2660
1370
1265

450

Гидравлические

4,4С— 10

85

5

Два сиденья рядом; лобовая дверца

Фульдамобиль

2 1/2

200

10 л. с. при 5200 об/мин

4

1840

1200 500

3100
1470
1330

375

Механ. на пер. колесе

4,00—8

80

5

Алюминиевый кузов с боковой дверцей; двухскатное заднее колесо

Брютш Тип «Карлик»

2

200

11 л. с. при 5200 об/мин

4

1470

1200

2400
1200
1050

185

Механические

4,00—8

100

4

Со съемным куполом. Резиновые элементы подвески колес

Брютш Тип «Воробей»

3

250

14 л. с. при 5200 об/мин

4

2100

1160

3300
1420
1150

280

Механические на 3 кол.

4,00—12

90

5

 

Шпатц

4

200

11 л. с. при 5200 об/мин

4

1950

1160 1160

3300
1400

300

Гидравлические

4,40—12

75

4

 


Журнал "За рулем" №5, 1956
 
Другие новости по теме:

  • Новый Ситроен
  • Автомобиль "ВОЛГА" (Модель М-21Г)
  • Изменения в конструкции "Волги"
  • Характерные особенности современных автомобильных двигателей
  • Газотурбинные автомобили
  • Разместил: BR
    Дата размещения: 25 сентября 2008
    Счётчик просмотров: 6485
    Оценка:
     (голосов: 1)


    Шедевры отечественного автопрома! Обширная база информации по автомобилям. Мы собираем все интересные новости из Интернета... Найдите или закажите свои! ГАЗ-21 Волга Петербург ГАЗ-21 Волга Петербург ГАЗ-23
    Ретроавтомобиль Москвич-401 ГАЗ-Клуб Екатеринбург Американские мускул кары Яндекс цитирования
    .