Маленький автомобиль — понятие относительное. Новый «Москвич», напоминающий порой молоденького, еще не подросшего ЗИМа, является, по сравнению со многими европейскими малолитражными автомобилями, прямо-таки великаном. А в Соединенных Штатах Америки он был бы, безусловно, одним из «самых маленьких».
Американцы относятся к маленьким автомобилям с явным предубеждением: еще до второй мировой войны в США были сняты с производства малолитражки «Бантам» и «Виллис», а в 1955 году здесь не нашел никакого спроса выпущенный фирмой «Наш» автомобиль «Метрополитэн» (1,2 л.).
В то же время в Европе с чувством иронического недоумения и даже насмешки наблюдают развернувшуюся в США «охоту за лошадиными силами» и не одобряют автомобилей, напоминающих, как выразился один австрийский журналист, «дредноуты на колесах».
Не вдаваясь в причины этих расхождений во взглядах, следует подчеркнуть, что в Европе, во всяком случае, совершенно явственно обозначилась тенденция к уменьшению среднего литража выпускаемых двигателей и расширению производства малолитражных автомобилей. При этом значительно изменились и сами представления о таких автомобилях. Если лет 20 назад к числу малолитражных относили автомобили с рабочим объемом двигателя до 1,5— 1,9 литра, то сейчас даже «Москвич» (1,22 л.) нельзя называть малолитражным без риска впасть в противоречие с общепринятой терминологией. Так, журнал «Крафтфарцойгтехник», орган Технической палаты ГДР, писал недавно, что «к автомобилям среднего литража надлежит в наше время относить все, имеющие рабочий объем цилиндров двигателя более 800 см
3».
Эта эволюция взглядов отражает не только количественные сдвиги, происшедшие в европейском автомобилестроении, но также и качественные изменения в самих принципах проектирования малолитражек. Маленький автомобиль нельзя делать просто в масштабе 1:2, 1:3 или 1:5 по отношению к большому. Его надо создавать заново, и в этой области сейчас уже выявились определенные идеи.
Весьма характерен в этом отношении итальянский «Фиат-600», являющийся, пожалуй, наиболее типичным современным малолитражным автомобилем. Давайте познакомимся с ним поближе, а заодно и с другими современными «малолитражками» до 800 см
3.
«Фиат-600» (1) имеет несущий двухдверный цельнометаллический кузов с передвижными передними сиденьями, довольно емким багажником в передней части и мотоотсеком в задней. Общее представление о расположении агрегатов этой машины дает рис. 1.

рис.1 Автомобиль «Фиат-600»
В целях повышения вместимости, снижения веса, экономии исходных материалов, а также из других технических соображений в современных малолитражных автомобилях стремятся объединить двигатель, сцепление, коробку передач и дифференциал в один силовой блок, размещаемый обычно в задней части кузова. Так сделано и на «Фиат-600», причем двигатель выполнен короткоходным (отношение хода поршня к диаметру цилиндра 56/60), с относительно высокой степенью сжатия (7:1), верхними подвесными клапанами, принудительной системой смазки и прочими характерными чертами современных двигателей.
При 4600 об/мин этот двигатель развивает мощность в 19 л. с. Четырехступенчатая коробка передач полностью синхронизирована (за исключением одной передачи). На автомобиле установлены гидравлические тормоза, независимая подвеска передних и задних колес. Он отличается исключительной устойчивостью, хорошим «держанием» дороги. Максимальная скорость 95-100 км/час. Новый немецкий малолитражный автомобиль «Ллойд-600» (2) имеет короткоходный наклонный двигатель (ход поршня 64 мм, диаметр цилиндра 77 мм), верхнее распределение, карбюратор с падающим потоком, принудительное воздушное охлаждение. На машине установлены гидравлические тормоза. Французский малолитражный автомобиль «Рено 4СV» (3) снабжен автоматическим сцеплением. У другой французской малолитражки — «Ситроен 2СV» (4) — привод на передние колеса, оппозитный двухцилиндровый двигатель, центробежное сцепление, полностью синхронизированная коробка передач и весьма оригинальная независимая подвеска колес.
Прогрессивная конструкция независимой подвески колес на скручивающихся резиновых элементах применена на малолитражном автомобиле «Майко-Чемпион» (6). Выпускающийся в ГДР малолитражный автомобиль «Цвикау Р-70» (5) отличается первым в мире пластмассовым кузовом серийного производства и т. д.
Таким образом, современный малолитражный автомобиль, хотя и стоит гораздо дешевле, чем классные автомобили, вовсе не представляет собой, так сказать, «удешевленную» конструкцию. Наоборот, для того чтобы получить дешевый и добротный автомобиль, необходимы как раз оригинальные и смелые конструктивные решения, анализ и обобщение большого практического опыта. Характерно, что в ряде стран (например, в Чехословакии, ГДР) конструкторы поставили перед собой задачу создать такие малолитражные автомобили, которые, сохраняя все присущие им достоинства (дешевизну, экономичность, низкую стоимость эксплуатации и технического обслуживания), соответствовали бы в то же время самому высокому уровню автомобильной техники.
Для достижения этой благородной цели — создания подлинно народного автомобиля — в странах народной демократии идут по пути выпуска промежуточных типов малолитражек. Таковы, например, «Цвикау Р-70» (ГДР) и, особенно, чехословацкий «Спартак», уже сейчас превосходящий по основным техническим параметрам (литровая мощность, удельный вес и т. д.) многие современные автомобили.
Однако проблема высокого качества автомобилей низкой стоимости ждет еще своего разрешения. Практика показывает, что на какой-то ступени снижения литража автомобиль как бы «теряет» свои характерные свойства и становится уже, пожалуй, чем-то «иным». В частности, такое ощущение иногда возникает, когда видишь перед собой так называемый «микролитражный» автомобиль. Что такое «микролитражный» или «сверхмалолитражный» автомобиль? Что следует подразумевать под этим, недавно появившимся термином?
Нельзя не признать, что точной классификации до сих пор не существует. Более того, как в зарубежной, так и советской печати встречаются совершенно различные, взаимоисключающие определения микролитражного автомобиля. Если в Германии малолитражные автомобили делят на две основные группы — «клейнстваген» (наименьшие) с литражем до 300 см
3 и «клейнваген» (малые) с литражем от 400 до 800 см
3, то в других странах такого четкого деления нет. А венгерский журнал «Аутомотор», сообщая о новой чехословацкой машине «Авиа», выпускаемой заводом в Страконице, озаглавил заметку следующим образом: «Не то автомобиль, не то мотоцикл».
Но суть дела, конечно, не в названии, а в конструктивных особенностях. Существует некий довольно определенный рубеж (300—400 см
3), отделяющий рассмотренные выше «настоящие» автомобили от всякого рода паллиативных конструкций. Весьма характерно, во всяком случае, что показанные далее на цветной вкладке машины (7-20) — так называемые «роллермобили», «автороллеры», «бэбикары» и то, что немцы называют «клейнстваген», — имеют в своей основе мотоциклетные узлы и агрегаты. Некоторые из них вообще довольно примитивны как по конструкции, так и по технике производства.
Очевидно, требуется еще время для того, чтобы выработался более определенный типаж и соответствующая ему техника производства; но уже сейчас все эти машины представляют большой интерес, поскольку речь идет, видимо, о новом, порожденном жизнью, транспортном средстве, которому, судя по всему, принадлежит большое будущее. Среди многообразия появившихся за последние годы конструкций некоторые стали весьма популярны, послужили образцом для бесчисленных копий и могут поэтому рассматриваться как типичные. Так, родившаяся в Италии «Изетта» (7) выпускается сейчас по лицензиям в Швейцарии, во Франции и в Западной Германии, причем западногерманская фирма «БМВ» за шесть месяцев после приобретения лицензии выпустила (во второй половине 1955 года) 10.000 машин.
Когда «Изетта» впервые появилась в Италии, приверженцев у нее оказалось не слишком много, и производство ее было даже прекращено. Но в других •странах сумели довольно быстро разглядеть ее конструктивные достоинства и сейчас рекламируют как «семейное мотокупе» (например, «БМВ — Изетта»), в котором двое взрослых и двое детей чувствуют себя «свободнее и удобнее, чем в ином автомобиле». Откуда же берутся эти удобства, если габаритная длина «Изетты» лишь немногим превосходит два метра, т. е. в 1,5 раза меньше, чем у обычных малолитражек, и вдвое меньше «Москвича»?
Секрет состоит в конструкции кузова и общей компоновке агрегатов. Горизонтальный поперечно расположенный двигатель с принудительным охлаждением размещен справа за передним сиденьем, близко к центру тяжести автомобиля (рис. 2а). Привод от него осуществляется через короткий карданный вал с резиновыми спайсерами на плавающую в масле приводную цепь, натяжение которой обеспечивается эксцентриком (рис. 2б).
Ведущая задняя ось выполнена без дифференциала (рис. 2в). Задние колеса расположены друг к другу так близко, что надобность в выравнивании их скоростей на повороте практически отпадает. Подвеска задней оси осуществляется четвертьэллиптической рессорой и двумя установленными под углом телескопическими амортизаторами. Передние колеса подвешены к раме на рычагах с витыми рессорами и телескопическими амортизаторами.
Рама «Изетты» состоит из стальных труб и сварена с каркасом кузова, выполненным также из труб. Важнейшую особенность конструкции кузова представляет лобовая дверца, откидывающаяся вперед вместе со штурвалом, рулевой колонкой и щитком приборов (рис. 3). Пассажиры садятся в машину, как в обычное мягкое кресло. Удобства такой конструкции неоспоримы; к тому же экономится много места. Сзади, за сиденьями, могут быть размещены два чемодана. Там же располагается топливный бак емкостью в 14 литров. Рулевая колонка в своей нижней части имеет шарнирное сочленение. На ней имеются переключатели света («мигающего» и заднего), а рычаг переключения передач вынесен на левую стенку кузова (чтобы не ограничивать свободы ног водителя). Педали сцепления, тормозов и акселератора расположены, как обычно, по обе стороны рулевой колонки (рис. 2г). Тормоза — гидравлические, на обе оси.
Такова «Изетта» — общепризнанная родоначальница многих аналогичных конструкций. На цветной вкладке мы видим некоторые из них. Это прежде всего западногерманский «Мессер-шмидт» (8), имеющий два расположенных одно за другим сиденья и откидывающийся в бок «купол» из плекси-глаза; трехколесный «Фульдамобиль» (9) с алюминиевым кузовом, двойными шинами заднего колеса и боковой дверцей. В некотором роде «компромисс» между «Изеттой» и «Мессершмидтом» представляет собой «Хейнкель-175» (10), имеющий лобовую дверцу, но жестко укрепленную рулевую колонку и одно заднее колесо. Для перевозки больных используется трехколесная «Мейра» (12).
Между тем «Изетта» и примыкающая к ней группа занимает отнюдь еще не самые нижние места в таблице «самых маленьких». В последнее время лоявилось несколько конструкций, которые свидетельствуют о непрекращающихся поисках в этой области. Так, известный немецкий конструктор и промышленник Брютш, поставивший перед собой цель создать «серию автомобилей стоимостью не дороже среднего мотоцикла», выпустил уже целый ряд типов машин, среди которых выделяются «Карлик» (11), «Воробей» (19), «Клейншниттигер» (13) и др.

Рис. 2. Основные агрегаты моторной коляски «БМВ-Изетта».

Рис. 3. Лобовая дверца «Изетты».
Двухместный трехколесный «Брютш», модель «Карлик» (11), имеет трубчатую раму и сборный сводчатый кузов, выполненный из стеклянного волокна. Двигатель располагается сзади, непосредственно над ведущим колесом.
В конструкции использована резиновая подвеска, и машина развивает скорость до 100 км/час. Не менее интересен четырехколесный «Брютш», модель «Воробей» (19), а также четырехколесный «Шпатц» (20), выпущенный по лицензии Брютша одной голландской фирмой. На них установлены двигатель с рабочим объемом 200 см
3, гидравлические тормоза на все 4 колеса и трехместные сиденья. С другой стороны, между «Изеттой» и такими автомобилями, как «Майко» (400 см
3), «Ситроен-2СV» (425 см
3), «Ллойд» (600 см
3) и др., принадлежность которых к «настоящим» автомобилям неоспорима, имеется еще одна группа машин, весьма трудно поддающихся классификации.
Эти машины показаны на вкладке е третьем ряду. Наиболее характерной среди них является, безусловно, «Гоггомобиль» (14), получивший в настоящее время широкое признание И выпускаемый в массовом масштабе. Присмотритесь к нему внимательно. По внешнему виду — это, безусловно, микролитражный автомобиль. Однако принятым у нас классификационным воззрениям он не соответствует. Рабочий объем его двигателя меньше 400 см
3, а число мест для пассажиров — не 4, а всего лишь... 2 + 2, как указывается в технической характеристике (два задних сиденья — боковые и предназначены Для детей до 15-летнего возраста).
Впрочем, даже немецкие журналы путаются в характеристике «Гоггомобиля». Так, если журнал «Крафтфарцойгтехник» уверенно относит его к разряду микролитражек («клейнстваген»),то издающийся в Мюнхене журнал «Крафтрад», после проведения разносторонних испытаний «Гоггомобиля», с удовлетворением писал следующее:
«Итак, в Дингольфинге начали выпускать первый немецкий малолитражный автомобиль (клейнваген) с рабочим объемом двигателя менее 300 см
3». «Гоггомобиль» имеет двухцилиндровый, двухтактный карбюраторный двигатель с принудительным воздушным охлаждением (рабочий объем цилиндров 293 см
3). При 5500 об/мин двигатель развивает 14,8 л. с. Крутящий момент передается через двухдисковое сцепление (в масляной ванне) и четырехступенчатую коробку передач с шестернями заднего хода. Двигатель, коробка передач и дифференциал выполнены в одном блоке и размещаются за задней осью. Воздух к ребрам цилиндров подводится с помощью воздуходувки.
Несущий кузов «Гоггомобиля» выполнен из стального листа с большой площадью застекления. Подвеска передних колес — независимая, рычажная с винтовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Задняя ось имеет маятниковую подвеску и тоже винтовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Тормоза — гидравлические на все 4 колеса.
«Гоггомобиль» весит всего 390 кг. Допустимый его вес при полной нагрузке — 600 кг, т. е. он может свободно перевозить 3—4 пассажиров, преодолевая подъемы до 30%. Максимальная скорость — 86 км/час, расход топлива 4 литра на 100 км пробега.
Любопытные конструктивные особенности отличают «Дорнье-Дельту» (15), в которой два достаточно широких сиденья размещены спиной друг к другу, причем вход и выход возможен в обе стороны через торцовые откидывающиеся двери (наподобие «Изетты»). Двигатель размещается под полом в середине машины. По эффективности использования площади и емкости кузова «Дорнье» не только не уступает «Изетте», но и превосходит ее, хотя разница в габаритных размерах незначительна. Упомянутая выше чехословацкая двухместная машина «Авиа» (16) отличается оригинальным расположением пассажирских мест. Водитель сидит здесь посередине, а с небольшим отступом сзади размещаются два других пассажира. Привод осуществляется от мотоциклетного двигателя «Ява» 350 см
3.
К этой же группе относятся, безусловно, «Клейншниттигер-250» (17) и «Чемпион» (18), используемый для перезс-зок мелких товаров и продуктов. Таковы, в основном, «самые маленькие» в большой семье современных автомобилей. Хотя они, как мы видели, очень многообразны и разнятся как по конструкции, так и по технике производства, многое в них представляет определенный интерес. Миллионы людей во всем мире мечтают иметь собственный автомобиль. А для подавляющего большинства трудящихся эта мечта может стать осуществимой лишь при условии, если автомобиль будет доступным по стоимости и экономичным в эксплуатации — качества, неразрывно связанные с его размерами и литражем двигателя.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОРНЫХ КОЛЯСОК МАЛОГО И СВЕРХМАЛОГО ЛИТРАЖА
Наименование | Число мест | Двигатель | Число передач | База (мм) | Колея (мм) | Габариты (мм) | Вес (кг) | Тормоза | Шины | Скорость (км/ч) | Расход топлива (кг/100 км) | Примечание |
объем двигателя (см3) | мощность (л. с.) |
Остин А-30 | 4 | 800 | 28 л. с. при 4800 об/мин | 4 | 2020 | 1150 1150 | 3425 1400 1505 | 700 | Гидравлические | 5,20—13 | 100 | 7-8 | Несущий кузов, четырехдверный |
Рено 4CV | 4 | 748 | 21 л. с. при 4500 об/мин | 3 | 2100 | 1220 1220 | 3630 1430 1470 | 600 | Гидравлические | 5,00—15 | 100 | 6,5 | Несущий кузов, автоматическое электромагнитное сцепление |
Голиаф - 700 | 4 | 690 | 25 л. с., а при непосредств. впрыске топлива 30 л. с. при 4500 об/мин | 4 | 2300 | 1250 1250 | 4100 1570 1470 | 900 | Гидравлические | 5,00—16 | 100 | 8 | Несущий четырехдверный кузов; на выбор установл. карбюратор либо аппаратура для непосредственного впрыска бензина |
Майко - Чемпион | 4 | 400 | 15 .л. о при 4000 об/мин | 3—4 | 2020 | 1200 1150 | 3420 1470 1350 | 580 | Гидравлические | 4,80—15 | 85 | 6 | Цельнометаллический понтонный кузов, центр, трубчатая рама; торсионно-резиновая подвеска |
Фиат— 600 | 4 | 633 | 19 л. с. при 4600 об/мин | 4 | 2000 | 1144 1154 | 3215 1380 1405 | 600 | Гидравлические | 5,20—12 | 95 | 6,5 | Несущий двухдверный кузов |
Цвикау - Р70 | 4 | 690 | 22 л. с. при 3500 об/мин | 3 | 2380 | 1190 1200 | 3740 1580 1430 | 800 | Механические | 5,00—16 | 85 | 7—3 | Рамная конструкция. Пластмассовый двухдверный кузов с деревянным остовом |
Ситроен-2СV | 4 | 425 | 12 л. с. при 3500 об/мин | 3 | 2400 | 1260 1260 | 3780 1480 1600 | 500 | Гидравлические | 4,25—15 | 80 | 5 | Гидропневматическая система подвески; центробежное сцепление, полностью синхронизирован, коробка передач |
Ллойд - 600 | 4 | 600 | 19 л. с. при 4500 об/мин | 3 | 2000 | 1050 1100 | 3355 1410 1350 | 540 | Гидравлические | 4,25—15 | 95 | 5,5 | Ультракороткоходный двигатель с верхним распределением |
Гоггомобиль - 300 | 2 + 2 | 293 | 15 л. с. при 4800 об/мин | 4 | 1800 | 1090 1090 | 2900 1280 1310 | 390 | Гидравлические | 4,40—10 | 90 | 4,5 | Несущий кузов с откатывающейся крышей (и без нее) |
Авиа | 3 | 350 | 15 л. с. при 4650 об/мин | 3 | 2050 | 1000 1000 | 3250 1250 1300 | 340 | Механические | 4,80—10 | 80 | 5,5 | Рездверный кузов с откидным куполом из дюраля. Вес кузова всего 48 кг |
Дорнье-Дельта | 4 | 250 | 14 л. с. при 4000 об/мин | 4 | 1820 | 1210 1210 | 2880 1400 1420 | 400 | Гидравлические | 3,50—12 | 85 | 5 | Подпольный двигатель, несущий кузов, олектромехани-ческое включение передач |
Клейншниттигер | 3 | 250 | 15 л. с. при 6000 об/мин | 3 | 1850 | 1080 1080 | 3100 1400 1200 | 300 | Механические | 4,40—11 | 90 | 5 | |
Изетта - БМВ | 2—3 | 250 | 12 л. с. при 5800 об/мин | 4 | 1500 | 1200 520 | 2285 1380 1335 | 350 | Гидравлические | 4,80—10 | 85 | 3,5 | Легкий кузов с лобовой дверью. Задняя узкая колея без дифференциала |
Мессершмидт | 2 | 200 | 10 л. с. при 5200 об/мин | 4 | 2030 | 1080 | 2820 1220 1200 | 230 | Механические | 4,40—8 | 100 | 4,5 | Два сиденья, расположенные друг за другом, боковой купол |
Хейнкель | 2 | 175 | 9 л. с. при 5700 об/мин | 4 | 17600 | 1225 | 2660 1370 1265 | 450 | Гидравлические | 4,4С— 10 | 85 | 5 | Два сиденья рядом; лобовая дверца |
Фульдамобиль | 2 1/2 | 200 | 10 л. с. при 5200 об/мин | 4 | 1840 | 1200 500 | 3100 1470 1330 | 375 | Механ. на пер. колесе | 4,00—8 | 80 | 5 | Алюминиевый кузов с боковой дверцей; двухскатное заднее колесо |
Брютш Тип «Карлик» | 2 | 200 | 11 л. с. при 5200 об/мин | 4 | 1470 | 1200 | 2400 1200 1050 | 185 | Механические | 4,00—8 | 100 | 4 | Со съемным куполом. Резиновые элементы подвески колес |
Брютш Тип «Воробей» | 3 | 250 | 14 л. с. при 5200 об/мин | 4 | 2100 | 1160 | 3300 1420 1150 | 280 | Механические на 3 кол. | 4,00—12 | 90 | 5 | |
Шпатц | 4 | 200 | 11 л. с. при 5200 об/мин | 4 | 1950 | 1160 1160 | 3300 1400 | 300 | Гидравлические | 4,40—12 | 75 | 4 | |