Рис. 1. Закрытая система вентиляции и ее переделка на открытую: 1 — приточная ветвь; 2 — вытяжная ветвь; 3 — вытяжная ветвь после переделки.
Вот почему на «Волге» с 1962 года введена открытая система вентиляции (рис. 2). Она состоит из воздушного фильтра 1, фильтра 2 вентиляции картера, расположенного на крышке коромысел, вытяжной трубы 3, заканчивающейся косым срезом, и работает за счет разрежения, которое создает поток воздуха, обтекающий автомобиль при движении. По вытяжной трубе разрежение передается (через отверстие в коробке толкателей) в картер. Вследствие этого происходит отсос картерных газов. Свежий воздух из подкапотного пространства засасывается через фильтр вентиляции (рис. 3). На дне корпуса фильтра налито масло, высота слоя которого 5 мм.
Рис. 2. Открытая система вентиляции: 1 — воздушный фильтр: 2 — фильтр вентиляции картера; 3 — вытяжная труба вентиляции.
Воздух засасывается через кольцевую щель между крышкой и корпусом и опускается вниз, как показано на рисунке. Дойдя до поверхности масла, поток меняет свое направление на 180 градусов, вследствие чего наиболее крупные частицы пыли оседают в масле. Проходя далее через сетку, покрытую маслом, воздух очищается от мелких частиц, поступает под крышку головки блока и дальше в коробку толкателей.
Рис. 3. Фильтр открытой вентиляции: 1 — корпус фильтра; 2 — фильтрующий элемент (капроновая сетка); 3 — крышка фильтра.
Уход за открытой системой более прост, чем за закрытой. Смена масла в фильтре вентиляции и промывка фильтрующего элемента в керосине должны производиться через 3000 км пробега (одновременно со сменой масла в картере двигателя). На автомобилях прежних выпусков тоже можно установить открытую вентиляцию. Для этого нужны воздушный фильтр с глушителем шума всасывания, фильтр вентиляции картера, крышка коромысел и вытяжная труба вентиляции картера новой конструкции. Чтобы закрытую вентиляцию переоборудовать на открытую, изменяют лишь отсасывающую ветвь. Вытяжную трубу следует изготовить из резинового шланга с внутренним диаметром 19 мм (желательно из бензомаслостойкой резины), Шланг надевают на отрезок из старой трубы, стягивают хомутом, а затем прокладывают по трассе вытяжной ветви открытой вентиляции .и крепят с помощью двух-трех хомутов-кронштейнов по месту. Шланг косым срезом устанавливают по ходу автомобиля (ниже балки передней подвески на 10 мм). Открытый конец воздушного фильтра двигателя заглушают.